Покраска батарей отопления своими руками

Когда нужно окрашивание батареи

В некоторых ситуациях окрашивание радиаторов является не только желанием сделать их более привлекательными внешне, но и потребностью, которая может быть вызвана по ряду причин. Вскрытие батареи нужно совершать в следующих случаях:

  • При покупке новой батареи. Потребность в этом возникает, когда приобретенная батарея не покрыта никакой краской.
  • При проведении ремонтных работ, если текущий цвет радиатора не сочетается с обновленным интерьером помещения.
  • Если за время эксплуатации батарея потеряла свой внешний облик, что может выражаться в отслоившейся краске. В большинстве случаев это характерно чугунным отопительным приборам.

Обратите внимание! Вне зависимости от используемого красящего состава перед окрашиванием чугунные батареи следует должным образом подготовить, благодаря чему удастся на порядок проще совершить ее нанесение, а также добиться лучшего высыхания и получить более качественный окончательный результат.

Важность подготовки

Как и в любом серьёзном деле, связанном с ремонтом, основное внимание для начала нужно уделить правильной подготовке к этому процессу. Иначе, результат может получиться гораздо хуже ожиданий

Выбор времени

Подготовительные процедуры по времени длятся даже дольше, чем сама покраска.

Если же это невозможно, то нужно как минимум перекрыть горячую воду. Можно обратиться к мастерам ЖЭКа за помощью. Когда батареи ощутимо охладятся, самое время начинать работу.

Очистка

Всё поверхности перед обработкой краской следует очистить от пыли и от скопившегося жира. Радиаторы не исключение.

Для устранения пыли, можно:

  • Использовать сухую чистку. Для этого понадобиться ручной пылесос или обычная щётка/тряпка/губка.
  • С помощью влажной очистки водой и губкой.

Скопившийся на батарее жир также обязательно должен быть очищен. Для того, чтобы избавиться от него, достаточно использовать обычное средство для мытья посуды и губку. После того, как батарея была помыта, нужно оставить её сохнуть.

Устранение облупившейся краски

Есть несколько способов очистки радиатора от краски, которая со временем облупилась и слезла.

Щетка

С помощью металлического скребка вполне возможно удалить старую краску. Но это очень трудоёмкий процесс и займёт он продолжительное время. Конечно, в случае отсутствия альтернативы этот способ вполне пригодится.

Болгарка

Болгарка со специальной насадкой (в виде металлической щётки) значительно упростит и ускорит процесс очистки старого слоя.

Мнение эксперта
Гребнев Вадим Савельевич
Монтажник отопительных систем

При использовании болгарки нужно контролировать работу на высоких оборотах. Очень просто вместе со слоем краски повредить саму поверхность радиатора.

Удалять все покрытие не опционально. Будет достаточно избавиться от потрескавшихся участков.

Химические средства

Используют специальные химсоставы очень просто смыть старую краску с радиатора.

Есть несколько видов таких растворителей:

  • Гели и пасты. Такие составы нужно наносить непосредственно на батарею с помощью кисти (с натуральной щетиной). После чего нужно оставить их на радиаторе в течение требуемого времени. Для разных средств оно может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов. Чтобы эффект был ещё лучше, можно накрыть батарею с химическим составом пленкой из полиэтилена. Когда краска размягчится, все что нужно сделать — убрать её с батареи с помощью шпателя или щётки.
  • Спреи и аэрозоли. Такие вещества очень удобно наносить на батарею, даже на самые труднодоступные участки. Спустя несколько минут — час они начинают активно действовать и размягчают краску. После этого можно просто удалить её щёткой.

Грунтование

Когда старая краска успешно счищена с поверхности, следует хорошо прогрунтовать радиатор. Этот процесс применяется, чтобы устранить мелкие неровности, царапины и трещины. Батареи из стали или меди лучше обработать наждачкой, а чугун обычной металлической щёткой. Затем батарею нужно ещё раз обезжирить и приступить к самой грунтовке.

Состав для грунтовки должен сочетать такие характеристики:

  • Предназначаться для металлических поверхностей.
  • Защищать от ржавчины.

Краски бывают разными

Начинается покраска радиаторов и труб с подбора веществ, чем красить металл. Если на фото изображена изумительной красоты покраска радиаторов, это совсем не означает, что данного эффекта мастеру удалось достичь после первого слоя краски. Окраска батарей — довольно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. На современном рынке представлены различные средства окраски радиаторов отопления. Прежде чем ответить на вопрос, как покрасить батарею или изучить запечатленный на видео процесс окрашивания батареи, надо разобраться, какой именно краской можно все это выполнить. Самым простым вариантом подбора краски является приобретение ее в специальном торговом центре по продаже радиаторов и труб отопления.

Краска для отопительных приборов.

Специалисты-консультанты подскажут, какой тип краски подойдет, чтобы покрасить батарею отопления. Покраска чугунных радиаторов и других элементов системы отопления осуществляется красками, стойкими к истиранию. Красить батареи надо только красками, устойчивыми к агрессивным средам. На видео, где запечатлено, как покрасить батареи отопления, редко можно увидеть саму банку краски. А это ведь немаловажный момент для тех, кто решил покрасить батареи самостоятельно. Краска для батареи должна быть термостойкой. Отсутствие токсичности красящих веществ — один из самых немаловажных моментов. Батареи нагреваются, и если нанесенная на них краска токсична, это напрямую угрожает жизни и здоровью находящихся в здании людей.

Акриловые

Краски для отопительных батарей бывают двух видов. Основой акриловых эмалей являются органические растворители. Если покрасить радиаторы отопления ими, о внешнем виде отопительной системы можно не переживать долгое время, так как акриловые эмали обладают свойством долго сохранять блеск и эстетичный внешний вид. Они являются привлекательным вариантом для тех, кто предпочитает разнообразие цветовых решений при окраске радиаторов отопления. Однако у акриловых эмалей есть существенный недостаток: неприятный запах, он остается и после того, как окраска радиаторов окончена. Более того, когда происходит нагревание радиаторов отопления, неприятный запах возобновляется и доставляет дискомфорт.

Краска в виде аэрозольного баллончика.

Водно-дисперсные

При решении вопроса, чем покрасить радиаторы, специалисты обычно советуют водно-дисперсные краски. У них отсутствует специфический запах. Окрашенные ими батареи отопления эстетично выглядят. Водно-дисперсные краски обладают широкой цветовой гаммой. Если не знаете, чем красить батареи, лучше сразу же выбрать их

Чтобы не ошибиться при покупке, надо обратить внимание на банки, в которых продается краска. На них должна быть специальная маркировка, указывающая, что краска подходит для окраски батарей отопления и трубопроводов. Существует возможность покрасить радиаторы масляной краской, но ее практически не применяют для данных целей

Существует возможность покрасить радиаторы масляной краской, но ее практически не применяют для данных целей.

Разновидности составов для окрашивания батареи

При покраске батареи в первую очередь необходимо обращать внимание на техническую составляющую красителя. Но и эстетические характеристики играют не последнюю роль

Преимущества акриловых красителей

Убить двух зайцев сразу позволяют акриловые краски, которые принадлежат к группе водоэмульсионных красителей. Несомненным их достоинством является то, что они не выделяют вредных веществ, не имеют запаха, безопасны для человека. Они быстро сохнут (примерно 30 минут при температуре 18-23 градуса), обладают влагоотталкивающими свойствами, образуют очень прочное покрытие, устойчивое к механическим воздействиям.

Технические и эстетические характеристики акриловых красителей отлично подходят для отопительных приборов

Ну и, пожалуй, самое главное – отлично выдерживают высокие температуры, не утрачивая своих свойств и не меняя первоначального вида на протяжении семи-восьми лет.

В течение этого времени они не приобретут желтый оттенок, не потрескаются и не облупятся. Коэффициент белизны акрилового красителя составляет 96%, цвет получается очень сочным и ярким, а поверхность по виду напоминает пластиковое покрытие с небольшим блеском.

Особенности алкидных составов

Алкидные краски отличаются высокой термостойкостью и также подходят для окраски батареи. По прочности они превосходят акриловые составы, обладают антикоррозийными свойствами, хорошо ложатся на поверхность, образуя ровное и красивое покрытие.

Однако они не являются настолько безопасными, как краски, имеющие водную основу. Растворитель, входящий в их состав, вызывает неприятный запах, который остается в помещении как минимум сутки.

Сохнут краски достаточно медленно, а специфический запах может сохраняться даже после высыхания. Алкидные красители можно использовать только в хорошо проветриваемом помещении, и желательно его вообще покинуть до полного выветривания запаха.

При работе с алкидными составами нужно соблюдать меры предосторожности и тщательно проветривать помещение

Еще один существенный недостаток – краски относительно недолго сохраняют свой цвет и со временем начинают желтеть. Если вы все-таки решите покрасить батарею алкидной краской, то лучше выбирать состав, образующий глянцевое покрытие. В этом случае срок, в течение которого радиатор будет оставаться белым, увеличивается примерно на 20%, в сравнении с матовыми и полуматовыми красками.

Другие виды краски для отопительных приборов

Для окрашивания батарей отопления подходят краски на основе алюминия и силикатных смол, образующие на поверхности плотный и эластичный слой, на котором не появляются трещины даже при температурных перепадах.

Силикатные краски отличаются высокой адгезией и не требуют предварительного грунтования поверхности, они рассчитаны на работу при очень высоком температурном режиме. Их недостаток – сильный неприятный запах.

Еще один вид красок, на которых стоит остановиться – молотковые, являющиеся разновидностью алкидных составов. Они образуют достаточно интересное, но весьма специфичное покрытие. После их нанесения поверхность получается не гладкой, а как бы побитая молотком (отсюда и название) или с эффектом чеканки.

Молотковые краски отлично скрывают все неровности чугунного радиатора — свойство, весьма полезное для владельцев домов со старой системой отопления

Существенным преимуществом молотковых красителей является то, что неоднородная фактура сделает незаметными различные шероховатости, неровности и другие мелкие дефекты радиаторов. Это свойство особенно ценно, когда речь идет о покраске старых чугунных батарей советской эпохи, шероховатая поверхность которых полностью скроется за оригинальным покрытием.

Очень часто для покраски радиаторов используют серебрянку, которая представляет собой смесь лака и алюминиевой пудры. Она прекрасно выдерживает высокую температуру, ее можно наносить как на грунтовку, так и на старое покрытие. Однако краска имеет стойкий запах, поэтому во время и после ее нанесения помещение нужно хорошо проветривать.

Серебрянку можно приобрести в готовом к нанесению виде. Можно самостоятельно приготовить состав, смешав две части алюминиевой пудры с пятью частями лака

Алюминиевая пудра — взрывоопасное вещество. Процесс самостоятельного приготовления довольно рискован. Не стоит к нему прибегать, если в доме есть легко возгораемые конструкции, и тем более маленькие дети.

Советы по выбору цвета

Советы по выбору цвета радиатора — очень неблагодарное занятие. Мы привыкли к традиционному белому цвету, но в современных интерьерах прекрасно смотрятся приборы отопления одного цвета со стенами или наоборот — яркие, разрисованные узорами или стилизованные под картинку, зверушку или еще что-нибудь.

Цвет зависит от вкуса владельцев и назначения помещения — в строгой классической гостиной уместен будет белый цвет или стилизация «под старину», в детской можно дать волю фантазии, в ванной и на кухне — белый радиатор придется мыть в два раза чаще, чем тонированный в цвет стен. Выбор, как правильно раскрасить своими руками радиатор, — за вами.

Зачистка и грунтование поверхностей

После того как глянец убран и когда старое покрытие очищено, весь отопительный прибор обезжиривается уайт-спиритом, нефрасом или другим подобным растворителем. Дальнейшие действия зависят от характера нового покрытия. Например, эмали на основе силикона и термостойкого лака пригодны к нанесению на голый металл, в то время как алкидные, и особенно акриловые составы требуют адгезионного основания.

Заблаговременно следует подобрать грунтовку, предназначенную для работ по металлу и подходящую под наносимый состав. Наиболее популярна проверенная временем марка ГФ-021 красно-коричневого или серого цвета, подходящая под алкидные и акриловые краски.

Необходимые инструменты для покраски батареи

Для покраски радиатора отопления вам понадобятся:

  • Кисти с натуральным ворсом — прямая и небольшая изогнутая.
  • Наждачная бумага.
  • Болгарка или дрель с проволочной щеткой-насадкой.
  • Шпатель.
  • Смывка.
  • Средство для смывания смывки.
  • Грунтовка.
  • Щетка по металлу с металлической щетиной.
  • Краска.
  • Возможно, краскопульт.
  • Средства ИЗ — костюм, респиратор, очки, перчатки.
  • Ветошь.

Подготовительный этап

Качество окраски батареи в первую очередь зависит от подготовки поверхности. До нанесения грунтовки необходимо выключить отопление, своими руками очистить радиатор от старой краски, пыли, грязи и тщательно обезжирить. Участки старой краски, которые очень прочно сцеплены с поверхностью, не отслоились и не потрескались, удалять необязательно.

Методы удаления пыли и жира

Бывший в употреблении радиатор отопления необходимо тщательно помыть и обезжирить. Обработать теплой водой, если есть пятна бытового жира — помыть с хорошим средством для посуды. Иногда в труднодоступных местах можно удалить грязь пылесосом, но прилипшие пылинки с батареи он вряд ли удалит.

Особое внимание пятнам всевозможных технических масел (батарея лежала в гараже, капнули при транспортировке) — такие разводы убираются только растворителями, уайт-спиритом, ацетоном, бензином. До нанесения грунтовки поверхность должна хорошо высохнуть

Очистка от старых покрытий краски механическим способом

Механическое удаление старой краски — удаление краски с батареи вручную с помощи наждачной бумаги, щетки по металлу или с помощью дрели/болгарки со специальными насадками. В некоторых местах батареи до краски дотянуться сложно, очистка хотя бы одного радиатора своими руками занимает много времени и терпения, поэтому чаще используют химический способ.

Самый лучший способ избавиться от старой краски на приборах отопления — пескоструйная обработка. Некоторые фирмы, занимающиеся отоплением, такие услуги как раз и оказывают.

Как избавиться от старой краски химическими средствами

Химический метод удаления старого покрытия с прибора отопления убыстряет и облегчает подготовку радиатора к грунтовке и покраске.

Существует большое количество эффективных разновидностей смывок для всех разновидностей красок:

  • Алкидных.
  • Масляных.
  • Перхлорвиниловых.
  • Битумных.
  • Полиуретановых.
  • Эпоксидных.
  • Латексных и многих других составов.
  • Для снятия порошковых составов с металла.
  • Универсальные средства.

Следует иметь в виду, что почти все эти средства не очень безопасны, часто горючи и не предназначены для использования в доме или квартире. Все работы по очистке, грунтовке и покраске батареи лучше выполнять за пределами жилья — в гараже, сарае или под навесом.

При расчете количества средства на одну батарею отопления следует иметь в виду, что один слой размягчает 1-2 слоя краски, и если их много, то и средства понадобится много. Площадь секции чугунного радиатора равна 0,244 м².

Для размягчения краски на поверхность радиатора наносят смывку и закрывают полиэтиленом. Выдерживают нужное количество времени согласно инструкции, аккуратно счищают краску шпателем, затем щеткой. Если слоев краски много, то операцию придется повторить несколько раз.

Затем поверхность батареи обрабатывают указанным в инструкции средством, протирают, промывают, сушат.

Термический способ

При этом способе применяют нагрев с помощью паяльной лампы или строительного фена. На металле такой способ практически не работает.

Правила грунтования поверхности

Перед грунтованием поверхности прибора отопления необходимо тщательно убрать смывку для краски с помощью предусмотренного в инструкции средства, смыть пыль и лоскутки краски и тщательно высушить радиатор. Затем специальной шпаклевкой заделывают дефекты и грунтуют. Имейте в виду, что и шпаклевка, и грунтовка, и каждый слой краски уменьшает теплоотдачу радиатора при последующем включении отопления.

Для чугуна и стали выбирают средство для металла с антикоррозионными добавками и подходящее в качестве основы для краски.

Краска для радиаторов

Теперь перейдем к типам краски. Специальные краски для систем отопления бывают алкидными и акриловыми, есть также их разновидности — их делают на разных основах.

Алкидные эмали

Очень широкий диапазон оттенков у этой группы, запах есть, но не очень сильный, через несколько часов он исчезает. Использовать их можно смело: не пожелтеют и не потускнеют. Но алкидные эмали для радиаторов бывают на разной основе:

На банке с краской должен указываться производитель и ее назначение

Акриловые эмали

Акриловые эмали после высыхания напоминают пластиковое покрытие. Эффект полный: и на вид и на ощупь. Очень неплохо эта краска держится и хорошо моется. Но видов несколько, с различными свойствами. Есть на водной основе, они практически без запаха. Называются еще «акрилатные эмали». Но нужно искать предназначенные для окраски систем отопления.

Хороший вариант — ВД-АК-1179. Но эту краску нужно наносить на грунтованный или ранее окрашенный металл.Время высыхания до нанесения следующего слоя — 2 часа, полное высыхание — 24 часа (стоимость за литровую банку около 600 руб).

Производителей красок для радиаторов и труб отопления масса

С запахом, но включает в себя антикоррозионные добавки «Термакрилл» кампании АЛЬП ЭМАЛЬ. Заявленная температура до +120 o C, обладает антикоррозионными свойствами, подходит для окраски любой стали, в том числе нержавеющей, низкоуглеродистой и оцинкованной, алюминиевых и титановых сплавов. Колеруется в любой оттенок. Время высыхания до нанесения следующего слоя при 20 o C — 20-30 минут, полное высыхание — 2 дня.

Есть еще очень много других эмалей этого класса с разными характеристиками. Подбираете тот вариант, который вас больше устраивает.

Молотковые эмали

Это очень интересный вариант алкидных эмалей, позволяющий добиться неоднородного окрашивания при использовании только одной краски. В зависимости от типа пигмента поверхность может иметь вид чеканки, ударов молотком и другие эффекты. Неоднородность окраски очень хорошо скрывает дефекты и неровности основы. Подготовка основания стандартная: удаление ржавчины, старой краски, зачистка до металла, обезжиривание до «чистой тряпки». При нанесении на ровные и глянцевые поверхности необходимо создать шершавое основание (обработать шкуркой).

Молотковые эмали дают очень интересный эффект, который скроет многие недостатки поверхности

Порошковые краски

Это современный метод окрашивания, по которому красят алюминиевые. биметаллические и стальные радиаторы. В домашних условиях он реализуется сложно. Дело в технологии. Порошковая краска — сухая и распыляется из специального пистолета. Он стоит порядка 40-60$, но можно найти организацию, которая дает оборудование в аренду.

Окрашиваемой детали (подготовленной и зачищенной) придается отрицательный потенциал, порошку — положительный. Для «заряда» детали необходим дизель, который может выдавать доли ампера при напряжении 25-30 КВ.

Из-за разности потенциалов при распылении происходит равномерное распределение порошка по поверхности детали. Затем нанесенное покрытие требует полимеризации: создания условий, при которых нанесенный порошок превращается в единое жесткое покрытие.

Покраска порошковыми красками дает стойкое и гладкое покрытие, но это сложный процесс

Чаще всего таким условием является нагрев до определенных температур. Температура нагрева может быть разной от 170-200 o C до 350 o C. При низкой температуре полимеризации может хватить нагрева детали пепловой пушкой, ну а при высокой, деталь помещают в специальную печь (б/у стоит примерно 60$), где постепенно нагревают. Также есть составы, которые полимеризуются при ультрафиолетовом излучении. Тут все проще: в закрытом пространстве включают ультрафиолетовую лампу и выдерживают деталь определенный промежуток времени.

В любом случае, достаточно сложно создать такие условия в дома. Если есть необходимость в порошковой окраске, можно обратиться в специализированную автомастерскую, может у них есть подобное оборудование, и они согласятся окрасить вам радиаторы.

Как видим, выбор красок довольно широк. Единственный вид, который не советуют — масляные краски. Они, по сути, уже изжили себя. Но если вам они милее, можете использовать их.

Какие батареи можно красить, а какие не стоит

Прежде, чем рассматривать разнообразие красок, поговорим о том, все ли виды радиаторов рекомендовано подвергать покраске. Итак, для начала определитесь с типом вашей отопительной батареи, ведь от этого зависит можно ли ее красить, или лучше отказаться от этой затеи:

  • Нежелательно красить современные алюминиевые и биметаллические батареи. Изначально они красятся на заводе стойкой порошковой краской, которая благодаря особенностям технологии, ложится идеально ровно. Если вы решили, что исходный цвет радиатора (обычно белый) не подходит под интерьер помещения, и хотите его перекрасить, то добиться такого же идеально ровного покрытия вам вряд ли удастся. Даже если вы демонтируете батарею и будете покрывать ее краской в горизонтальном положении. Кроме того, дополнительный слой краски снизит теплоотдачу, что для регионов с суровой зимой — существенный минус.
  • Нежелательно красить пластинчатые радиаторы, особенно имеющие большую площадь поверхности. Они устанавливаются в домах, где проходит сеть с повышенным внутренним давлением. У них низкая конвекция, но высокая теплоотдача. Что касается нашего вопроса, то благодаря своей конструкции, качественно покрасить радиатор отопления подобного типа сложно, особенно кисточкой. Если уж это так необходимо, то придется вам его снять, хорошенько почистить (что весьма затруднительно) и покрасить в горизонтальном положении краскопультом или автомобильной краской в виде спрея. Но даже так вы можете не добиться идеального нанесения. Могут остаться пропущенные участки в труднодоступных местах, ведь элементы пластинчатого радиатора слишком близко расположены друг к другу.

Важно! Производители рекомендуют красить лишь съемные металлические накладки, а остальную часть только очищать от грязи и пыли

  • Конвекторы, трубы с оребрением (особенно с частым алюминиевым оребрением), не красят, поскольку окрашивание может отрицательно повлиять на их теплоотдачу. В конструкцию конвектора, кроме источника тепла, входит съемный кожух. Его можно покрасить, чтобы облагородить общий вид.
  • Рекомендовано окрашивать чугунные батареи. Это сделать не сложно, краски подходят разные и они не влияют на теплоотдачу. Выбор цвета — огромен.
  • Возможна покраска стальных панельных радиаторов. Но тут есть свой нюанс — ровно покрыть поверхность батареи кистью не выйдет. Придется воспользоваться автомобильной краской в баллончике, и желательно красить в горизонтальном положении.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом Алые Паруса
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: