Особенности и разновидности
Для начала необходимо сказать о том, что чаще всего такие составы используют для кованых элементов, которые применяют для каминов, мангалов и других частей различных устройств, подвергающихся воздействию огня или нагрева.
Варианты цветовой гаммы краски данного вида от известного производителя
Характеристики
Прежде всего, следует упомянуть о том, что основным достоинством таких составов является их декоративное свойство
Защитные функции в данном случае отходят на второй план, хотя и пренебрегать ими не стоит.
Важно отметить, что покраска Патиной может производиться без первичной обработки. Дело в том, что этот материал сам является отличным нейтрализатором ржавчины и создает просто великолепную защиту от последующей коррозии.
Кузнечные краски фасуют в емкости различного объема, что обычно связанно с их большой стоимостью и нежеланием мастеров приобретать материал с остатком
Некоторые специалисты используют этот тип краски даже после того, как на поверхность нанесли другое покрытие. Она отлично удерживается даже на слое радирования или вороненения. Однако практически все пособия, рассказывающие о том, как красить Патиной настоятельно рекомендую предварительно обезжирить необходимый участок.
Использование подобных материалов для создания декоративных элементов из гипса
- Считается, что данный тип смеси отлично переносит влагу, но практически все такие составы очень чувствительны к различного рода кислотам, которые могут присутствовать в осадках, а значит, использовать такие красители для наружных работ не рекомендуется.
- Не стоит думать о том, что данный вид краски используется исключительно для металлических изделий. Большинство мастеров применяют ее для дизайнерского оформления декоративных элементов в виде багет или лепнины. Однако при этом рекомендуется использовать специальные грунтовки, чтобы увеличить уровень адгезии поверхности и снизить ее способность впитывать влагу.
Использование Патины для декоративного оформления кованых изделий
Варианты цветовой гаммы
Благодаря свойствам и цветовой гамме таких красителей можно создавать настоящие произведения искусства из металла, без покрытия которые бы смотрелись совершенно иначе
- Самыми распространенными считаются золотой и серебряный цвет таких красителей. Однако встречаются составы, имитирующие зеленение и даже ржавчину, но их цена значительно выше обычных смесей.
- Отдельного внимания заслуживают красители, которые используются для высокохудожественных работ. Они продаются в небольших емкостях, а в их состав могут добавляться натуральные наполнители, соответствующие их цвету. Также мастер может своими руками вводить в смесь дополнительные компоненты создавая определенный эффект и даже рельеф.
Поэтапный процесс нанесения краски на поверхность с использованием двух цветов
- Учитывая то, что количество цветов такого материала сильно ограничено, а производить смешивание не стоит. Профессиональные мастера предпочитают использовать интенсивность и насыщенность этого красителя, чтобы создавать оттенки. Однако инструкция по монтажу говорит о том, что это делать нужно очень аккуратно, чтобы в попытке добиться большей прозрачности не повредить основным свойствам.
- Прежде чем приступать к работе, стоит заранее создать эскиз будущего изделия, который позволит правильно подобрать сочетание всех цветов. Для этих целей можно использовать специальное программное обеспечение, которое позволяет работать даже людям без художественных навыков.
Небольшие флаконы для художественных работ
Применение в мебельном производстве
Наличие благородного налета с переходами цвета в современном мире только приветствуется. Он эффектно подчеркивает красоту ковки, резьбы на изделиях из дерева
Такие предметы всегда приковывают к себе внимание и переходят из обычных в разряд раритетных, старинных. Специалисты выделяют группу декоративной патины. Имитацию создают с помощью морилки и краски необходимой по цвету
Иногда для этого используются оттенки совершенно несвойственные материалу
Имитацию создают с помощью морилки и краски необходимой по цвету. Иногда для этого используются оттенки совершенно несвойственные материалу.
Если брать древесину, то появившийся налет чаще всего бывает по причине поражения его грибком или гнилью. Но так не бывает с древесиной высокой плотности и твердости, которая малочувствительна к влаге. Например, в обработке мебели из дуба применяют белую либо темную патину и это указывает на старину изделия.
В мебельном производстве часто применяют искусственный способ, ведь налет естественный появится нескоро. Для большей эффективности мастера применяют два метода:
- химический;
- механический.
Для нанесения по древесине применяют патину нескольких составов:
- густая — она по консистенции похожа на пасту, чаще всего двухкомпонентная, с ее помощью получают красноватые, светло-коричневые и золотые оттенки;
- жидкая — по виду она похожа на лак, такой состав придает древесине желтоватый или золотой оттенок, характерный для ясеня или дуба;
- фацетный лак — он придает эффект старины после нанесения и высыхания, лак покрывается тончайшими трещинами, как на старинных изделиях из дерева.
Метод нанесения патины
Мастера часто совмещают несколько методов сразу, чтобы получить наиболее оригинальный, интересный вид.
Технология патинирования несложная, и отличается количеством нанесенных слоев состава. Для начала изделие очищается, после чего делается браширование. Поверхность древесины обрабатывается металлической щеткой, чтобы удалить мягкие волокна, как на старинном изделии.
Следующий этап — обработка мебели грунтовкой белого цвета и шлифование поверхности. Белый цвет замечательно подходит для серых и светлых тонов. Для контрастности применяется прозрачная грунтовка. Затем наносится слой лака и изделие сохнет. Теперь самое время нанести патинированный состав. Излишки убираются после непродолжительной сушки. Состав должен проникнуть в глубокие поры древесины. Следующий этап — нанесение еще одного слоя патины темного цвета. Излишки также снимают в зависимости от получения желаемого эффекта. Заключительный момент — покрытие изделия прозрачным лаком.
Нанесение патины на древесину своими руками
Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.
Подготовительный этап
Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.
Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности
Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:
- нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине;
- после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины;
- шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры;
- собственно патинирование.
Нанесение патины при помощи морилки
Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:
- На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
- Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
- Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
- По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.
Классический способ
Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.
Также стандартная технология может подразумевать такие действия:
- нанести патину темного оттенка;
- дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры;
- вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле;
- по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости;
- закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.
Техника кракелюр
Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:
поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют;
наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак);
выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.
При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.
Искусственные потертости
Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:
- краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия;
- после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина;
- наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»;
- производят шлифовку поверхности наждачной бумагой;
- покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.
Нанесение патины на древесину своими руками
Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.
Подготовительный этап
Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.
Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности
Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:
- нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине,
- после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины,
- шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры,
- собственно патинирование.
Нанесение патины при помощи морилки
Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:
- На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
- Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
- Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
- По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.
Классический способ
Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.
Также стандартная технология может подразумевать такие действия:
- нанести патину темного оттенка,
- дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры,
- вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле,
- по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости,
- закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.
Техника кракелюр
Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:
поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют, наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак), выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру
При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.
Искусственные потертости
Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:
- краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия,
- после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина,
- наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»,
- производят шлифовку поверхности наждачной бумагой,
- покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.
Нанесение патины на металлические и деревянные изделия
Патина — это особая краска, позволяющая придать металлической или деревянной поверхности состарившийся благородный вид. Значение слова «патина» никак не связано с красками. Термин означает тонкую пленку, возникающую на металлической поверхности после длительного взаимодействия с кислородом.
Процесс образования пленки на металле известен с древних времен. Раньше этот процесс назывался воронением. Однако воронение имеет ряд серьезных недостатков:
- это сложная технология и своими руками ее повторить непросто;
- себестоимость воронения высока;
- процесс требует немало времени.
Современные краски позволяют покрасить поверхность (не только металл, но и дерево) гораздо быстрее — в течение нескольких минут. При этом качество материала полностью сохраняется.
Подробное описание композиций
Любой вещи можно придать благородную поверхность, будь то кухонная мебель или старинный шкаф. Главное, чтобы деревянное изделие имело фактуру. Для обработки металлических и деревянных поверхностей используют составы на различной основе. Разница между ними заключается в степени устойчивости и адгезии с основанием.
Морильные составы. Если окинуть глазами обстановку в доме, то наверняка в нём можно обнаружить изделия из древесины с патинированием. Если мастера используют для окрашивания деревянных поверхностей морилку, то они, скорее всего, не ставят цель придать ей особые эстетические свойства.
Но, несмотря на это, подобный метод окрашивания является одним из популярных способов по облагораживанию изделий, который в то же самое время защищает поверхность от грибков, плесени, проникновения влаги и гниения.
При желании эффект патины можно сделать более выраженным, если выполнить браширование. Оно сохраняет продольные жёсткие волокна и одновременно убирает мягкие с помощью специальной жёсткой щётки.
В этом и заключается облагораживание поверхностей натурального массива в домашних условиях. Хотя этот вариант отделки позволяет получить лишь один цвет патины. Ведь морилка имеет тёмный оттенок, поэтому ожидать появления позолоченной поверхности не приходится.
Битум
На первый взгляд, сложно представить, что с помощью такого невыразительного строительного материала, как битум можно получить шедевр. Однако, он разбивает все сомнения после первого использования.
Его особая структура делает дерево очень податливым и упрощает процесс нанесения патины. При желании владелец может получить эффект насыщенного золочения или тонкий налёт.
С помощью битумного лака можно легко вычернить углубления в резьбе, выделяя выступающие на поверхности грани. Изготавливается этот материал из бетонного полимера и скипидара или уайт-спирита. Поэтому требует после обработки поверхности нанесения закрепляющего слоя шеллачным лаком.
Акрил
Этот материал на водной основе неслучайно пользуется популярностью при создании патины. Объясняется это его универсальностью, ведь с его помощью можно создать эффект состаривания на любой поверхности — металлической, деревянной или гипсовой.
Покрытие получается очень стойким, обладает прекрасной адгезией к основанию, защищает дерево от гниения и появления микроорганизмов. Достаточно простой является и технология патинирования древесины своими руками. С её помощью можно обработать всю поверхность или оформить в желаемый цвет лишь выступающие элементы резьбы.
Для получения более выразительной патины можно использовать составы разных оттенков. Но нужно наносить их в несколько слоёв. Как результат, получается сложный цветовой орнамент.
Акриловые составы позволяют создавать патинированную поверхность с разными оттенками:
- золота;
- серебра;
- голубизны и др.
Добавление золота
Сейчас мы видим гораздо больше золота и латуни в оборудовании и освещении, особенно в кухнях, и это выглядит потрясающе. Это вдохновляет на замену собственного оборудования на кухне, особенно если у вас черный или серый гарнитур
Единственное, что важно учитывать, когда вы работаете с золотыми и латунными акцентами – это обыгрывание приборов
Немного добавления золота в ванной комнате
Совет Рассматривайте окрашенные или можете смешать нержавеющую сталь с золотом/латунью. Многие из таких кухонь удачно смешиваются с нержавеющими приборами и выглядят красиво.
Поэтому, если вы хотите испытать смелость и шик при обновлении своей кухни, эта тенденция дизайна подойдет вам.
Удачный вариант сочетания патины с золотом на кухне
Совет Попробуйте смешать золотую и серебряную патину. Это похоже на то, как если бы вы смешали синий и черный в одежде. Многие люди считают, что им нужно выбирать только золотые или только серебряные акценты в дизайне. Это верно лишь отчасти.
Разновидности патины
Патина различается оттенками и декоративным эффектом. Выбор конкретного ее вида зависит от стиля кухни, цветового оформления стен, пола, текстиля и прочих составляющих, от основного тона самого гарнитура.
Золотистая и серебристая патина
Патинирование в цвета золота и серебра считается классическим вариантом, при этом самым распространенным. Металлический налет удачно подходит к белой и черной кухне, а также мебели, выполненной в тонах светлого дерева. Сверху золотую и серебряную патину рекомендуется покрывать матовым лаком, тогда она смотрится еще выигрышнее.
Контрастная патина
Контрастность поможет изящно подчеркнуть резные узоры на деревянных фасадах мебели. Обычно гарнитур делают более светлого оттенка, а налет старины на фасадах — насыщенным по цвету. Чаще всего затемняют рамки, уголки, стыки деталей.
Кракелюр (кракле)
Данный вариант патинирования прекрасно подходит для стилей кантри, прованс, шебби-шик. Для осуществления техники применяется специальный кракелюрный лак, который после высыхания создает сеть мелких трещинок, а поверхность напоминает старинную краску.
Нанесение патины на древесину своими руками
Патинирование дерева своими руками начинается с подготовки поверхности, и только после этого наносят красящий состав
При работе важно соблюдать технику безопасности. Работы нужно проводить на открытом воздухе с использование средств защиты
Подготовительный этап
Прежде всего необходимо удалить железной щеткой или наждачкой с обрабатываемой плиты следы старого лака и краски. Ламинированную мебель с помощью наждачной бумаги брашируют.
После этого проводят реставрацию. С помощью специальной шпатлевки заделывают глубокие повреждения, высушивают, снова шлифуют наждачной бумагой.
Затем необходимо нанести на мебель грунтовку по дереву и оставить на 10 часов для высыхания. Для подготовки ламинированного покрытия вначале используют специальный адгезивный изолятор, а затем – бесцветный полиуретановый грунт.
При помощи морилки
Процесс нанесения морилки прост. Сначала металлической щеткой удаляют с обрабатываемой мебели мягкие волокна древесины. Затем вручную (кистью, валиком или губкой) или из пульверизатора дважды покрывают ее морилкой выбранного оттенка.
Добиться более равномерного окрашивания удастся с помощью кондиционера, который заполнит все неровности на поверхности материала. Его наносят каждые 20 минут до тех пор, пока состав не перестанет впитываться. Затем выжидают 30 минут и наносят морилку.
Классический способ
Нанесение патины на дерево проводят следующим способом:
- Наносим на плиту базовый слой акриловой краски нужного оттенка. Можно наложить состав ровно или грубыми мазками. Оставляем сохнуть на 24 часа.
- Наждачной бумагой аккуратно трем слой краски в некоторых местах для эффекта состаривания, полируем ветошью.
- Наносим еще один слой акриловой краски. Можно другого оттенка или с металлическим блеском. Растушевываем, снова трем наждачной бумагой и просушиваем.
- Покрываем изделие слоем матового акрилового лака и оставляем на 6 часов до полного высыхания.
Что вы делайте со старой мебелью? Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Техника кракелюр
В результате использования техники кракелюр мебель покрывается паутинкой мелких трещинок. Самая простая технология патинирования гарнитура этим способом – с применением фацетного лака. Это состав на водной основе, который в процессе высыхания растрескивается с эффектом кракелюра.
Чем больше слоев покрытия нанести, тем больше будет трещинок на обработанной поверхности. Фацетный лак может быть прозрачным или цветным. Состав можно наносить на необработанную или окрашенную плиту.
Есть еще одна технология патинирования мебели кракелюр. Вначале гарнитур покрывают акриловой краской, затем – лаком для кракелюра и матовой краской на водной основе. Финишный слой должен быть тонким, чтобы не испортить фактуру. Кистью проводим один раз, чтобы лак не скатался.
Двухфазная технология патинирования мебели с эффектом кракелюра выглядит так. Наносим шеллачный лак в 2-3 слоя, тщательно просушивая каждый. Затем наносим кракелюрный лак, позволяем ему просохнуть, трещинки затираем битумным воском и снова покрываем шеллаком.