Раздельно-комплементарная цветовая гармония
В этой цветовой гармонии, вместо одного дополнительного цвета, напротив основного, у нас появляются два дополнительных цвета по обе стороны от комплиментарного. Это позволяет расширить диапазон цветов в вашей композиции, и в то же время не отступать от выбранной комплиментарной цветовой схемы.
Эта цветовая гармония имеет такой же сильный визуальный контраст как и контрастная гармония, но создает меньшую напряженность. Раздельно-комплементарная цветовая гармония является безопасным выбором практически для любого дизайна, так как ее практически невозможно испортить и она всегда хорошо смотрится.
Правила сочетания цветов в интерьере для разных стилей
При выборе цвета учитывают следующее:
Нужные цвета в интерьере определяет стиль оформления.
Не стоит в одном помещении использовать более 5 тонов, чтобы не нарушить гармонию.
В фаворе нейтральные и смешанные оттенки.
Для акцента уместны насыщенные цвета.
Фундамент декорирования – основные тона. Они должны быть представлены большими массами. Окраска стен, потолков, пола – главное поле их использования. Также присутствуют в обивке мебели, в оформлении окон.
Два основных цвета нельзя делить пополам. Одного должно быть больше, другого меньше.
Разнообразие вносят 1-2 дополнительных тона
Их присутствие заметно, но не чрезмерно.
Осторожно с контрастными цветами: три являются пределом.
Контрастное сочетание цветов в интерьере Источник pinterest.at
- При ярких стенах мебель должна иметь сдержанные расцветки. Стены в пастельных тонах просят заметную мебель.
- Размер. Холодные тона визуально увеличивают, а теплые уменьшают помещение.
- Предназначение комнаты – одно из главных условий для определения цветовой композиции. От этого зависит психологический комфорт человека.
В нелегком деле выбора поможет своеобразный камертон — цветовой круг. Цветовое колесо, круг Иттена, замкнутый спектр – это всё о нём. Без его помощи трудно добиться успеха на дизайнерском поприще.
Правило 7. Цвет активен только в композиции
Цвет — один из самых сложных элементов дизайна, требующий постоянного управленияКадр из фильма «Бегущий по лезвию» / Фото: Warner Bros.Композиция — это борьба проб и ошибок. Когда вы поймете колорит правильно, весь проект встанет на местоКадр из фильма «Бегущий по лезвию» / Фото: Warner Bros.Интерес вызывает разнообразие оттенков, их расположение и визуальная тишина — она позволяет глазам отдохнутьКадр из фильма «Бегущий по лезвию» / Фото: Warner Bros.Участки белого и черного усиливают контрасты и впечатлениеКадр из фильма «Бегущий по лезвию» / Фото: Warner Bros.Соблюдайте принцип «объект против фона». Композиции, где фон и объект равнозначны, — безжизненныКадр из фильма «Бегущий по лезвию» / Фото: Warner Bros.Наш взгляд притягивают цветовые элементы, которые отличаются от фонаКадр из фильма «Бегущий по лезвию» / Фото: Warner Bros.Светлые изображения на темном фоне кажутся более освещенными (иногда более загадочными)Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» / Фото: Warner Bros.Богатство контраста достигается за счет дополнительных цветовКадр из фильма «Бегущий по лезвию» / Фото: Warner Bros.
Современная теория цвета
Традиционные цветовые круги имели практическое применение в живописи и были первой ненаучной попыткой объяснения того, как взаимодействуют красители. Так, по теории Гёте, цвета происходили от борьбы света и тьмы и первыми из этого столкновения появлялись цвета первого порядка — их называют первичными. Ими были красный (Red), жёлтый (Yellow) и синий (Blue) (RYB).
Современная теория цвета представлена несколькими цветовыми моделями и соответствующим им кругами — например, RGB (а также другими цветовыми моделями разработки CIE laboratory (например, LAB) и другими использующимися в промышленности для точного измерения цвета). В основе RGB лежит модель описания цветового пространства на базе опорных цветов: красный, зелёный и синий. Цветовой круг RGB заметно отличается от круга RYB цветовым охватом (в цветовой модели RYB, а так же цветовом круге RYB отсутствует существенная часть цветового охвата). Более того, в круге RYB представлены не дополнительные цвета, а так называемые «противоположные» или «комплементарные», как их определяет мистическая теория цвета Гёте.
Одним из следов системы RYB в культуре является популярное предубеждение, что красный и зелёный являются дополнительными цветами. В действительности, при аддитивном и субтрактивном синтезах красного и зелёного результирующие цвета не получаются ахроматическими.
Наиболее распространён восьми секторный цветовой круг RGB. Он включает 7 цветов радуги и пурпурный. Опорными цветами в этом круге считают красный, зелёный, голубой и добавляют к ним четыре «промежуточных» цвета (оранжевый, циановый, фиолетовый и пурпурный). В «ньютоновском» цветовом круге напротив располагаются дополнительные цвета. В цветовом круге RYB на равном растоянии друг от друга расположены чередующиеся первичные и цвета второго порядка — производные от цветов первого порядка. По предположению Гёте, сложение двух первичных цветов даёт вторичный цвет, расположенный между ними.
Грамотные комбинации оттенков
Круг Иттена и цветовые гармонии позволяют грамотно подбирать оттенки. Есть ряд идеальных в любом смысле вариантов, применение которых позволяет выглядеть на «все сто». Привлекательный вид во многом зависит от умения сочетать тона. Умея работать с базовыми группами, вы легко сможете «жонглировать» цветовыми комбинациями.
Варианты удачной игры с оттенками в женском гардеробе.
Красно-розовая гамма
Красный – это яркий, насыщенный и сочный цвет, делающий образ просто восхитительным
Вместе с тем он требует осторожности в подборе дополнительных оттенков. Ни один тон не должен выходить за границы красного, идеальные сочетания – беж, серый, молочный, шоколадный и синий
Грамотные гардеробные сочетания на основе красного цвета.
Розовый цвет многогранен. Он бывает как холодным, так и теплым. К теплому варианту выбирайте вещи оттенка мяты или сирени. Если же основной розовый немного холодит, дополните его нейтральными аксессуарами, а также синим тоном, голубым и бирюзовым. Как вариант – оттенок джинса.
Идеальная пара к розовому – вещи в сине-голубой гамме.
Коралловые тона удачно можно оттенить легким тоном беж, либо серым. Роза и легкая сирень также удачно разбавят коралловый. Как вариант – подберите светло-желтые тона или цвет хаки.
Отличные луки на основе кораллового цвета с добавлением «свежих» ноток.
Зелено-бирюзовая гамма
Зеленый в холодном тоне выглядит свежо и эффектно, прекрасно сочетается с нейтральным серым или синим и кремовым оттенком. Зеленый в его теплом варианте гармонично выглядит на фоне коричневого, шоколадного и бежевого. Нежные абрикосовые в тандеме с теплым зеленым создадут приятный образ для романтического вечера.
Классика сочетаний – черно-зеленый и бело-зеленый ансамбль. Это универсальные решения для любых образов от повседневных до вечерних.
Зеленый цвет богат на удачные сочетания, подберите вариант правильно, чтобы оттенить красоту этого благородного цвета.
Бирюзовый цвет украсят вещи солнечно-желтых тонов и лаконичный белый. А еще с ним играет хорошо оттенок фуксии. Также для утонченных и легких образов подойдет грязно-розовый оттенок и едва уловимый беж (айвори, слоновая кость, оттенок шампанского).
Интересные варианты для ансамблей с бирюзовым цветом.
Шоколадно-бордовая гамма
Коричневый во всех его вариациях (от кофейного до оттенка темного шоколада) можете разбавить множеством иных цветов. Пожалуй, самые подходящие – это яркий зеленый, синий и красные тона. Также всегда актуальна классика – белый и черный. Неплохо будет смотреться микст с желтым или лимонным оттенком, придающим образу теплоту и легкость.
Коричневый – очень многогранен и прекрасно сочетается с бело-черной гаммой, оранжевым и синим цветом.
Бордовый и винный желательно насытить нежным оливковым, серым или насыщенным зеленым. Идеален в данном случае также ягодный оттенок черники либо ежевики. Благородство бордо не требует усиления яркими красками, это самодостаточный оттенок. Основная задача сопутствующей гаммы – подчеркнуть его роскошь и оттенить глубину для достижения баланса.
Стильные зимние сочетания на базе бордового цвета.
Бордовый цвет в повседневных луках.
Желто-лимонная гамма
Желтый любит тандем с чем-то светлым, в итоге получаем нежный, изящный образ. Если вы выбрали тон охры или насыщенный оранжевый, они тоже выигрышно выглядят на фоне основного желтого. Еще одно удачное сочетание – это солнечный желтый и приглушенные пастельные оттенки лайма и лимона. Для получения контраста возьмите черный или бирюзу.
Солнечные луки на основе желтого цвета.
Лимонный прекрасно смотрится в тандеме с нежными оттенками синего, голубого, бирюзового, в итоге получится свежие и летние луки.
Лимонно-желтый цвет обладает прекрасной сочетаемостью как с яркими, там и темными оттенками.
Горчичные оттенки хорошо смотрятся со всей гаммой зеленого и коричневого, также прекрасно подойдет комбинация с белым и светло-молочным. Смелые барышни могут сочетать горчичный оттенок с коралловым или цветом фуксии. Однако самым популярными и эффектными остаются тандемы с синим и винным.
Два наиболее удачных сочетания на базе горчичного: с синим и бордовым (марсала).
Изучив, как использовать цветовой круг, вы без труда сочетаете цвета, и в любом случае будете смотреться идеально.
Цветовая гармония
Главная цель профессионального окрашивания волос – достичь гармоничного сочетания оттенков. Чаще всего цветовую гармонию определяют как сочетание двух и более цветов, вызывающее приятное впечатление. Последние сто лет теоретики искусства спорят о том, существуют ли объективные универсальные законы цветовых гармоний. Одни утверждают, что такие законы есть и подробно их описывают. Другие же считают, что цветовые гармонии в большей степени подвержены влиянию субъективных предпочтений, моды, культурных особенностей, а также особенностей композиции и изображения.
Однако, несмотря на отсутствие согласия в рядах искусствоведов, широкое распространение в дизайне получила теория «объективных цветовых гармоний», которая выразилась в следующих несложных схемах сочетания цветов.
Гармония ахроматических цветов (белого, серого, чёрного). Белый и чёрный создают контрастное сочетание, оттенки серого – более спокойное. Кстати, седина в тёмных волосах зачастую создаёт визуальный эффект ахроматической гармонии (рис. 11). Монохромная гармония – представляет собой сочетание различных по интенсивности оттенков одного цвета (рис. 12). Гармония комплементарных (дополнительных) цветов — сочетание цветов, расположенных в цветовом круге друг напротив друга. Подобное сочетание выглядит очень контрастным (рис. 13). Пикантно смотрятся акценты, сделанные одним из цветов пары на фоне второго.
Рис. 11. Гармония ахроматических цветов.
Рис. 12. Монохромная гармония.
Гармония аналогичных или родственных цветов – комбинация цветов, расположенных в колористическом круге по соседству (рис. 14). Эти цвета создают спокойное комфортное для глаз сочетание. Подобные гаммы оттенков часто встречаются в природе.
Трёхцветная гармония – сочетание цветов, расположенных на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (рис. 15).
Гармония разделённых комплементарных цветов — комбинация трёх цветов, лежащих на вершинах вписанного в цветовой круг равнобедренного треугольника (рис. 16). В этой триаде два цвета являются родственными, а третий дополнительным к цвету, лежащему между ними. В этом сочетании один из цветов комплементарной пары заменяют два производных от него оттенка. Подобное сочетание цветов имеет сильный визуальный контраст, но смотрится менее напряжённо, чем комбинация комплементарных цветов в чистом виде.
Четырёхцветная гармония комплементарных цветов — сочетание двух пар дополнительных цветов, лежащих на вершинах вписанного в цветовой круг прямоугольника или квадрата (рис. 17, 18). Рекомендуется использовать один из цветов комбинации как главный (фоновый), а остальные – второстепенными.
Рис. 13. Гармония комплементарных цветов. Рис. 14. Гармония аналогичных или родственных цветов. Рис. 15. Трёхцветная гармония. Рис. 16. Гармония разделённых комплементарных цветов. Рис. 17,18. Четырёхцветная гармония комплементарных цветов.
Авторство схем 13 и 15-18, принадлежит Иоханнесу Иттену. Согласно его теории «два и более цвета гармоничны, если их смесь даёт нейтральный серый цвет» (1961 год). Такой эффект как раз и получается при смешивании цветов из указанных схем.
По материалам “Теория перманентного окрашивания волос”
КолористикаЦветовое колесо
Теория цвета Гете в более узком смысле
Основным произведением теории цвета Гете является шрифт, который Гете назвал Zur Farbenlehre и опубликовал в 1810 году. Работа по существу состоит из трех основных частей: дидактической, в которой представлены собственные открытия, полемической, которая направлена против теории цвета Ньютона, и исторической, в которой резюмируются различные исторические теории цвета и света.
Все следующие цитаты из приведены в этой статье в форме (- том, страница). Книга содержит 15 таблиц, некоторые из которых цветные, для облегчения понимания текста (2, 231–276).
I. Дидактическая часть
Гете первым различает три типа цвета и цветового эффекта.
- Физиологические цвета
Психологические цвета по Гете
— 1250
Он продолжает:
— 1,63
Сначала обсуждаются фиктивные цвета , глазные иллюзии, обман лица и патологические цвета (1, 64).
- Физические цвета
Гете понимает физические цвета
— 1250
Он инициирует физический отдел цвета следующим образом
— 1, 104
и объясняет свой термин «облачный» — как бесконечное количество оттенков серого на черно-белой шкале .
Описано большое количество экспериментов , которые можно провести с пергаментной бумагой , опаловым стеклом , вогнутыми и выпуклыми линзами , призмами — некоторые с водяным заполнением, черными стеклами, различными одноцветными квадратами, а также отверстиями в ставне и мыльными пузырями с отраженными или проходящий свет.
- Химические красители
Цвета тела преобладают по Гете,
— 1250
— 1, 203
II. Полемическая часть
Даже когда работа была опубликована, у современных экспертов возник противоречивый спор о взглядах Гете и Ньютона. Для Ньютона белый свет состоит из отдельных компонентов, которые характеризуются спектральными цветами . Но Ньютон также сказал: « Лучи не цветные. «Для Гете, стремящегося к единству мира, свет также есть единство, цвета как свойство света могут быть только результатом смешения яркости и тьмы.
Итак, фундаментальный вопрос заключался в следующем: является ли свет сложным явлением по Ньютону и разные качества приводят к цвету или свет является «единицей», как выразился Гете, а цвет — это явление разных качеств.
Гете противопоставляет свою собственную теорию цвета теории цвета Ньютона в главе « Разоблачение теории Ньютона» (3, 208/209):
Свойство белого солнечного света | Ньютон | Гете |
---|---|---|
однородность | Свет сложен ( неоднороден ). | Свет — это единица ( однородная ). |
спектр | Белый свет состоит из разноцветных огней . | Белый свет — основной. Свет не может состоять из темноты . |
Взаимодействие с материей | Свет разлагается на преломление , перегиб и . | Преломление, перегиб и отражение могут существовать без цветовых явлений. |
анализ | разлагается на семь , точнее, на бесчисленные цвета . | Чистых цветов всего два: синий и желтый. Остальные — это степени этих цветов или нечистоты. |
синтез | Поскольку он был разложен, его можно собрать заново. | Бесцветный свет не может состоять из видимых цветов, а белый свет не может состоять из цветных пигментов. |
III. Историческая часть
Гете интенсивно изучал и частично комментировал литературу по теории цвета, которая была доступна ученому миру в то время. Кроме того, он исследовал работы великих ученых-естествоиспытателей (Галилей, Кеплер, Декарт …) по этой теме и иногда даже осмеливался делать заявления о человеческом характере соответствующего ученого.
Было обычным делом, если работа считалась фундаментальной, ссылаться на взгляды предыдущих авторитетов — часто начиная с античности. С одной стороны, автор зарекомендовал себя как специалист в своей области, а с другой — позволил ему отстаивать свои взгляды авторитетом признанных исследователей.
Цветовая теория сфер света Рене Декарта занимала Гете. Описание света как неделимых частиц также используется в современной физике ( фотон ) в дополнение к описанию волн, но этот характер частиц стал наблюдаться только с конца 19 века. Обсуждаются работы Афанасия Кирхера , Николауса Малебранша и Роберта Бойля . Работа Маркуса Марси о радуге свидетельствует о Гете
Работа Гука помогла Гете дальше в экспериментальной, но не в теоретической области (4, 251). Экспериментальная оценка теории цвета Иоганна Кристофа Штурма не может стоять перед Гете.
Гете обсуждает труды по теории цвета Томаса Спрата , Эдме Мариотта , Вольтера , Тобиаса Майера , Иоганна Генриха Ламберта , Бенджамина Франклина , Джозефа Пристли , Жан-Поля Марата , Антона Рафаэля Менгса , Кристиана Вестфельда и Роберта Блэра . Наконец, обсуждаются защита теории цветов Ньютона профессором физики Иоганном Теофилом Дезагюльером (5, 356 — 362) и панегирик Ньютона Бернара ле Бовье де Фонтенеля (5, 386 — 392).
Для кого эта статья безусловно будет полезна
Не только для тех кто первый раз столкнулся с необходимостью подбора сочетания цветов и темой «цвет, подходящий для меня». Из за желания в результате стать привлекательней.
Этот пост посвящается также всем тем, кто уже пытался самостоятельно освоить тему цвета и сочетания цветов. Всем, кто знакомился с темой сочетания цветов в интернете. Разумеется, что вы уже столкнулись не с одним мифом! И, вероятно, заметили, что информация довольно противоречивая. Особенно когда на самом деле, в реальных комплектах цвета, подобранные по таким рекомендациям, смотрятся слишком театрально, почти как из кукольного представления или телевизионного сериала.
Специально для того, чтобы помочь вам разобраться в чем тут дело, мы подробно проиллюстрируем разные аспекты сочетания цветов.
Детский взгляд
Основы цветоведения для детей должны быть построены в игровой форме, как, в принципе, и все обучение. Поэтому стоит вспомнить знаменитую фразу о спектральных цветах: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Для тех взрослых, кто незнаком с этим детским лайфхаком, нужно пояснить, что первая буква каждого слова в этом предложении обозначает название тонов в спектре. То есть во главе у нас красный, потом оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это те цвета, которые входят в радугу в такой же последовательности. Поэтому первым делом с ребенком рисуйте радугу.
Когда малыш совсем маленький и, конечно же, не знает, что такое основы цветоведения, лучше покупать ему раскраски с примерами. Это делается для того, чтобы ребенок не разукрашивал небо в коричневый, а траву в красный. Чуть позже вы убедитесь, что малыш сможет самостоятельно определить цвета, но предварительно лучше с ним оговорить возможные варианты.
Характеристика цвета
Цвет не ограничивается кругом Иттена из 12 оттенков. В этом разделе разберемся в разновидностях цвета и его характеристиках.
Цвета делят на:
- Хроматические — цветные.
- Ахроматические — белые, серые и черные оттенки.
Цветовой тон
Это место цвета в световом спектре. Помогает определить оттенок, дать ему название и сравнить его с остальными.
Световой спектр
Насыщенность
Помогает определить контрастные яркие или тусклые цвета. Насыщенность зависит от примеси серого оттенка.
Пример насыщенности
Светлота
Ее также называют яркостью. Именно она определяет, каким будет цвет: светлым или темным. Зависит от примеси белых или черных оттенков.
Пример светлоты
гармоничных цветовых комбинацийгармоничных цветовых комбинаций
блогисайтстатьихолодныеинтернетнашемсоздатьразработкакомментарииполучаемстилесвоихприложениякурсыпродвижениеданныхсогласиекнопкуперсональных
Для чего нужен
Круг Иттена с незапамятных времён является одним из основных инструментов деятелей искусства. Цвета расположились в нём крайне удобным способом: не составит большого труда комбинировать оттенки.
Даже существуют специальные схемы, благодаря которым очень просто и быстро можно сочетать цвета. Одно из самых лёгких, но не менее практичных — это комплементарное сочетание, комбинация любых двух цветов, стоящий друг напротив друга, как показано на схеме.
Следующее сочетание, которое хочется отметить, и, возможно, именно для вас оно будет полезным – это аналогичное сочетание – создание единого пятна при помощи трёх цветов, находящихся рядом.
Так же одним из основных и самых простых, но не менее полезных, считается сочетание триадных оттенков или простое триадное сочетание – это составление композиции из трёх цветов, стоящих на вершинах треугольника, примерно таким образом:
На основе рассматриваемого круга так же можно сочетать и четыре оттенка: например, при помощи прямоугольника:
Кроме этих, самых простых сочетаний существуют и более сложные комбинации, которые не повторяются между собой. Для их создания существуют и другие, более сложные вариации круга Иттена.
Несмотря на явное внешнее различие, они все построены по принципу сочетания первичных цветов: расширенные, чёрно-белые и множество других.
По ним цвета и оттенки можно сочетать бесконечное количества раз и комбинации не будут иметь между собой аналогии. А теперь, когда теория закончилась, приступим к наглядным примерам.
Как возник цветовой круг Иттена?
Иттен Йоханнес — выдающийся швейцарский педагог, теоретик дизайна, художник. В истории было много попыток систематизировать цвета: есть цветовой круг Ньютона, Гёте и Оствальда. Но именно круг Иттена стал самым популярным. В бумажном виде эта схема продается теперь в любом художественном магазине.
Иттен Йоханнес сделал большой вклад в развитие колористики. В книге «Искусство цвета» Иттен подробно описал принципы работы с цветом и свой знаменитый круг. Свою схему Иттен построил, опираясь на труды предшественников — физиков, химиков, психологов и художников. Он сумел собрать все существующие теории в простую и логичную систему.
С помощью цветового круга Иттена можно найти гармоничные сочетания из общей палитры. Это самый популярный инструмент в обиходе художников и дизайнеров. Опираясь на схему по одному из предлагаемых принципов, можно подобрать идеальную гамму для различных элементов дизайна – интерфейса, фирменного стиля компании, иллюстраций и так далее. Большинство людей по такому принципу даже подбирают себе одежду.
В своём первозданном виде круг Иттена довольно упрощён и ты получаешь сочетания ярких, насыщенных цветов. Чуть «убавь» яркости и сможешь разобраться среди более спокойных оттенков и тонов.
Комплексное сочетание оттенков
Самый популярный Рё универсальный СЃРїРѕСЃРѕР± создать потрясающий декор. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ цветового оформления классические тона: белый, бежевый Рё серый. РС… можно скомпоновать СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё оттенками, грамотно расставив акценты. РџСЂРё желании перемен РІ будущем можно оставить базовые цвета Рё дополнить РёС… новыми красками. Вариант — использовать РІ декоре розовый.
Чтобы сочетать классические оттенки в интерьере, не обязательно применять цветовой круг. Однако с его помощью вам будет удобнее различить даже малейшие переливы тона и уловить контраст. Можно воспользоваться специальными программами онлайн для подбора оттенков.
Пример комплексного сочетания цветов в интерьере
Создайте цветовой круг
Первичные и вторичные цвета на хроматическом круге.
Его можно сделать из любого количества цветов, только имейте в виду, что количество цветов должно делиться на 6, чтобы вторичные цвета всегда находились прямо посередине двух основных цветов, таким образом, чтобы количество цвета (n), разделенные на 3 (основные цвета), дают нам цвета или места, где должно быть разделение между основными цветами (x), а x, деленное на 2, дает нам среднюю точку между двумя основными цветами, которые являются вторичными, все остальные являются третичными цветами.
н3знак равноИкс{\ Displaystyle п / 3 = х} ; Место основных цветов
Икс2знак равно{\ Displaystyle х / 2 =} Средняя точка
Что это – цветовой круг Иттена?
Многие хоть раз слышали о цветовом круге Иттена. Йоханнес Иттен – художник, дизайнер, писатель в Институте искусств в Германии. Он изучал цвета всю жизнь до того момента, пока не создал инструмент, цветовой круг, для их классификации и написал базовые справочники поп подбору цвета.
Посмотрите на графический круг. На нем видно треугольник с тремя цветами в центре круга. Это первичные цвета –желтый, красный, и синий, из которых происходят вторичные: зеленый (желтый + синий), оранжевый (красный + желтый), фиолетовый (красный + синий).
Вокруг него есть еще один круг с 12 цветами, которые включают основной, вторичный и третичные цвета. Черный и белый не являются цветами, так как они подходят ко всему. Согласно кругу Иттена, идеальные комбинации получаются, сочетая противоположные позиции. Например, комбинируем: желтый + фиолетовый, красный + зеленый и так далее.
Однако есть другие параметры и критерии для соответствия в одежде и аксессуарам. И они могут быть не простые. Некоторые сопоставления не имеют смысла, как синий и коричневый или черный. Но на самом деле, это зависит от оттенков: синий, королевский цвет, хорошо сочетается с черным (особенно когда речь идет о повседневной одежде для мужчин).
Общая информация о цветах
Спектр цветов
В нашем восприятии существует 7 базовых цветов, являющихся фундаментом. Однако человеческий глаз способен различить только три основных цвета – желтый, красный, синий и как дополнение белый. Благодаря их различным сочетаниям можно добиться любого цвета и оттенка.
Благодаря великому физику Исааку Ньютону, нам сегодня знаком состав солнечного света. В ходе эксперимента, луч, пройдя через стеклянную призму разложился на 7 основных оттенков.
На основе этого в последующем был создан цветовой круг из 12 основных цветов, смешивая которые можно добиться изумительных вариантов. Такой круг носит имя Иоганнеса Иттена – швейцарского ученого и художника.
Температура цвета
Интересно, что не существует двух людей, воспринимающих одинаково изображения и цвета. Однако, существуют общие принципы. Колористы различают 3 группы:
- Теплые тона, к которым причисляются желтый, красный, оранжевый цвета.
- Холодные, подразумевающие синий, голубой и фиолетовый. Чистые черный, белый и серый тоже примыкают к этой группе.
- Смешанный или нейтральный, который может быть и холодным, и теплым – зеленый, являющийся родственником белого цвета.
Человеческое существо не обладает дополнительными органами чувств и остается только доверится своим ощущениям тепла и холода при классификации цветов на холодные и теплые. Стилисты, например, ориентируются не только на температуру цвета в работе, но и оттенка, например, волос. Подходящего цвета они способны придать лицу выразительность, скрыть недостатки, подчеркнуть достоинства. Большее предпочтение отдается холодному образу, создающему шарм, независимость, целеустремленность.
Определение температуры
Было проведено много исследований, согласно которым, холодные цвета понижают кровообращение, а теплые, наоборот повышают. Если интерьер окрашивался в синий и зеленый цвета, то температура по ощущениям понижалась на 3 градуса, в отличие от красного и оранжевого. Маркировки на кранах, термометрах в виде синего и красного цвета логичны. Небо, лед, вода – синих оттенков, значит холодные. Солнце, огонь, песок – оранжевые, теплые.
Чтобы определить какой цвет по температуре, нужно ориентироваться на цветовой круг, который можно разделить на 2 части. В верхней — теплые цвета с лидирующим оранжевым. В нижней – холодные. Самым холодным является синий. По бокам нейтральные оттенки зеленого и пурпурного.
Все цвета могут являться теплыми и холодными. Исключения – оранжевый и синий. Теплота уменьшается по мере приближения к холодному синему и наоборот.
Несомненно, знание абсолютной и относительной температуры – важное понимание передачи пространства и объема на изображении либо поверхности
Как пользоваться таблицей
В основном применяется разделение и смешение цветов, основываясь на психологическом восприятии человека и природных ассоциациях.
Существует несколько правил:
- Определить какой оттенок можно лишь ориентируясь на личный психологический опыт и стереотип. К примеру, белый цвет и голубой ассоциируются со снегом, льдом, водой, небом, следовательно, он холодный. Желтый, красный, оранжевый – цвета солнышка, костра, камина.
- В случае взаимодействия холодного с теплым цветов, происходит взаимное равновесное влияние и тогда, например, при смешении синего и красного, один приобретает мягкость, а другой жесткость и пронзительность.
- Путем смешения основ с сочетанием белого цвета можно воздействовать на зрительное восприятие температуры цвета.
Следует понимать, что ассоциативный метод не приносит 100% результат. У одних людей сочетание белого с голубым вызывает представление льда и снега, у других – голубое него вокруг солнца.
Как можно влиять на температуру цвета
Для простоты и наглядности возьмем три важных цвета – желтый, зеленый, красный.
Чтобы желтый цвет сделать теплее, нужно добавить оттенки с более низкими показателями энергетики – красные. Управлять температурой красного цвета тяжело, он более теплый в отличие от желтого, к тому же по градации более сложный.
Интересно, что более теплым в отличие от стандартного желтого считается медово-желтый, цвет одуванчика и подсолнуха.
Чтобы получить холодные тона желтого, смешивается зеленый или голубой цвета.
В красный цвет для холодности добавляют фиолетовый, синий, серый.
С зеленым цветом намного проще работать, потому что он получается путем смешения желтого и голубого. В зависимости от количества цветовых составляющих можно играть тонами. Зеленый зависим от насыщенности, чем она выше, тем теплее получается оттенок.
Основы теории цвета
Главный факт теории – смешение всех оттенков дает белый. Это легко доказывается разложением белого света на спектр с помощью призмы. Если смешать на картине всевозможные художественные краски, мы не получим, конечно, белый, а скорее грязный темно-серый цвет.
Это связано с тем, что реальные пигменты имеют разную яркость цвета, а также с тем, что они не являются идеальными спектральными цветами. Белый получится при смеси световых лучей разных оттенков. Белый и черный относят к ахроматическому ряду.
Свой вклад в цветоведение внес русский художник Василий Кандинский. Он рассмотрел динамические свойства цвета и духовные аспекты его восприятия.
Характеристики цвета
Интерьер создать – как музыку написать. Палитра – нотный стан. Краски – ноты. Хочется, чтобы в спальне скрипка тихо звучала, в гостиной гитара созывала друзей, а в кухне наигрывал аккордеон. И каждый инструмент, как в оркестре, в унисон звучал.
Чтобы добиться такой гармонии, нужно четкое понимание совместимости цветов. Только так можно простой интерьер превратить в произведение искусства.
- Цвета различаются по температуре. Бывают теплые и холодные. К теплым относятся цвета огня — красный, желтый, оранжевый. Холодные представлены оттенками льда — синим, голубым, фиолетовым. Сиреневый, зеленый – нейтральные.
- Белый, черный, серый – универсальные. Дружат со всей палитрой.
- Яркость тона – первоначальное состояние цвета, без примесей. Добавка черного делает его насыщенным, белый добавляет светлоты, превращает в пастельный.
- Примесь серого цвета к основному делает последний приглушенным, мягким.
Контрастные сочетания цветов в интерьере кухни Источник buvbaze.lv